"Разработка и внедрение моделей здоровьесбережения в образовательном процессе МАОУ Заревской СОШ с УИОП"
2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
Цели проекта:
- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи проекта:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Система показателей по достижению целей проекта:
- мониторинги;
- анкетирование сотрудников школы, обучающихся и их родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физминутка для учащихся;
- организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3. Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
Методы контроля над реализацией программы:
- проведение заседаний методических объединений школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
- повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.
По официальной статистике в стране, ежегодное увеличение нагрузки на школьников и, как следствие, ухудшение их физического здоровья, в том числе психического, привело к необходимости проанализировать состояние здоровья учащихся нашей школы.
На конец 2010-2011 учебного года по уровню заболеваемости наших учащихся мы имеем следующую картину:
- Заболевания дыхательной системы - 23 человек, из них: бронхиальная астма – 5 человек, аденоиды – 15 человек, хронический бронхит – 3 человека.
- Заболевания нервной системы – 15 человек.
- Заболевания пищеварительного тракта - 28 человек, из них: хронический панкреатит – 2 человека, хронический гастрит – 12 человек, дисфункция желчевыводящих путей – 14 человек.
- Заболевания сердечно – сосудистой системы - 10 человек, из них: функциональные шумы сердца – 4 человека, пороки сердца – 4 человека (2 человека оперированы – искусственный клапан), вегето-сосудистая дистония – 12 человек (по гипотоническому типу - 4 человека, по гипертоническому тип – 5 человек, по смешанному типу – 3 человека).
- Заболевания органов зрения - 24 человека, из них снижение зрения – 12 человек, миопия – 12 человек.
- Заболевания опорно – двигательного аппарата – 28 случаев, из них: нарушение осанки – 10 человек, сколиоз - 6 человек, плоскостопие - 12 человек.
- Заболевание кожи – 12 человек, из них атопический дерматит – 8 человек, аллергический дерматит – 4 человека.
- Заболевания эндокринной системы – 8 человек, из них: щитовидная железа – 3 человека, ожирение – 5 человек.
- Заболевания хирургического характера – 4 человека (грыжи).
- Головная боль при напряжении возникает часто в среднем у 25 человек.
На основании данного мониторинга состояния здоровья обучающихся школы в августе 2011 года на педагогическом совете была принята Программа по созданию здоровьесберегающей среды в МАОУ Заревской СОШ с УИОП «Школа – территория здоровья».
Одним из важных направлений деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся является вопрос организации горячего питания и питьевого режима. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена подпрограмма «Питание» программы «Индустрия образования», принятой Министерством Образования России. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, школах, то и полноценно питаться они должны здесь же.
В связи с этим сотрудниками школы в январе 2011 года была разработана и принята Программа по совершенствованию качества организации школьного питания в МАОУ Заревской СОШ с УИОП на 2011-2013 гг.
Целью Программы является обеспечение качественным питанием обучающихся в школе.
Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
обеспечить учащимся полноценное горячее питание; следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Основные направления реализации Программы:
Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
Развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой, улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность, внедрить новые схемы питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.
В марте 2011 года МАОУ Заревская СОШ с УИОП приняла участие в областном конкурсном отборе муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области (на основании приказа министра образования Правительства Московской области от 01.03.2011 N 327) и согласно решению заседания конкурсной комиссии областного конкурсного отбора муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области, (протокол N 2 от 29.03.2011г.) вошла в состав муниципальных общеобразовательных учреждений для закупки технологического оборудования для столовых и мебели для залов питания общеобразовательных учреждений.
Поэтому одним из приоритетных направлений в своей деятельности коллектив учреждения видит работу по сохранению здоровья учащихся за период обучения в школе, формированию у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, педагогический коллектив исходил из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов нашего учреждения, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
5. Сроки и этапы реализации проекта.
I этап – 2011 -2012 год – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
• Внедрение идеологии здорового образа жизни и формирование у учащихся моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни.
• Формирование критериев оценки образа жизни.
• Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
II этап – 2012 - 2013 год – ТЕКУЩИЙ.
• Формирование здорового образа жизни с помощью реализации программ специалистами и педагогическим коллективом школы.
• Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение.
• Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
• Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ,
• Выполнение оздоровительных мероприятий.
III этап – 2013 -2014 год - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
• Сбор и анализ результатов выполнения программы.
• Оценка результатов реализации программы.
• Проведение диагностики эффективности реализации программы.
• Подведение итогов реализации программы,
• Определение перспектив развития проекта в целом, и каждого участника в отдельности.
• Подготовка мультимедиа продуктов по итогам реализации программы,
6. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАОУ Заревской СОШ с УИОП.
- Организация системы семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами здоровьесберегающих технологий.
- Организация целенаправленной просветительской работы с обучающимися и родителями с целью привлечения их к здоровому образу жизи.
- Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
- Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- Разработка методические рекомендации для педагогов в рамках проектной разработки.
- Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
- Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
- Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса.
- Развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
8. Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
- Организация встреч обучающихся и их родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами.
- Организация занятий по плаванию, спортивных соревнований, участие обучающихся школы в спортивных секциях и танцевальных кружках на базе МУ СК «Атлант».
- Проведение совместных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на базе СДК «Заря».
- Участие обучающихся школы в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих проектах районного и областного уровня.
- Участие педагогов школы в семинарах, научно-практических конференциях на базе других образовательных учреждений.
- Проведение медицинского осмотра обучающихся школы врачами ДЦРБ г. Домодедово.
- Сотрудничество с МУП «Домодедовским комбинатом питания» по вопросу обеспечения качественным питанием обучающихся школы.
9. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения.
Сайт МАОУ Заревской СОШ с УИОП: http: peoplecom.ucoz.ru