Программа
по созданию здоровьесберегающей среды в МАОУ Заревской СОШ с УИОП
«Школа – территория здоровья»
«Школа – территория здоровья»
1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.
По официальной статистике в стране, ежегодное увеличение нагрузки на школьников и, как следствие, ухудшение их физического здоровья, в том числе психического, привело к необходимости проанализировать состояние здоровья учащихся нашей школы. На конец 2010-2011 учебного года по уровню заболеваемости наших учащихся мы имеем следующую картину:
- Заболевания дыхательной системы - 179 человек. Из них: бронхиальная астма – 4 человека, аденоиды – 173 человека, хронический бронхит – 2 человека.
- Заболевания нервной системы – 33 человека. Из них: эпилепсия - 2 человека, астено - невротический синдром – 31 человек.
- Заболевания пищеварительного тракта - 244 человека. Из них: хронический панкреатит – 7 человек, хронический гастрит – 233 человека, дисфункция желчевыводящих путей – 4 человека.
- Заболевания сердечно – сосудистой системы - 453 человека. Из них: функциональные шумы сердца – 447 человек, пороки сердца – 6 человек (2 человека оперированы – искусственный клапан), ВСД – 90 человек (по гипотоническому типу – 41 человек, по гипертоническому типу – 7 человек, по смешанному типу – 42 человека).
- Заболевания соединительной ткани – 7 человек (1 – инвалид, 6 – на «Д» учете).
- Заболевания органов зрения - снижение зрения – 305 человек (у 15 человек прогрессирует).
- Заболевания опорно – двигательного аппарата – 845 случаев. Из них: нарушение осанки – 481 человек, сколиоз - 97 человек, плоскостопие - 267 человек.
- Аллергия - 19 человек. Из них: атопический дерматит - 17 человек, витилиго – 1 человек, псориаз – 1 человек.
- Заболевания эндокринной системы – 339 человек. Из них: щитовидная железа – диффузный нетоксический зоб (ДНЗ) – 1 степени – 301 человек, 2 – 3 степени – 14 человек; ожирение – 11 человек (приобретенное), 13 человек (наследственное).
- Заболевания хирургического характера – 7 человек (грыжи).
- Головная боль при напряжении возникает часто в среднем у 100 человек.
Поэтому одним из приоритетных направлений в своей деятельности коллектив учреждения видит работу по сохранению здоровья учащихся за период обучения в школе, формированию у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, использованию полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, педагогический коллектив исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов нашего учреждения, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
2. Паспорт программы
Наименование программы: Программа по созданию здоровьесберегающей среды в МАОУ Заревской СОШ с УИОП «Школа – территория здоровья» (2011 – 2014 годы).
Нормативно-правовые документы для разработки Программы:
• Конституции РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
• Совместный приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ (№ 176/2017 2002г.) «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»;
• Концепция модернизации российского образования.
• Письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 "Об увеличении двигательной активности обучающихся
Основные разработчики: Сотрудники МАОУ Заревской СОШ с УИОП
Цели программы:
- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Сроки реализации программы:
I этап – 2011 -2012 год – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
• Внедрение идеологии здорового образа жизни и формирование у учащихся моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни.
• Формирование критериев оценки образа жизни.
• Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
II этап – 2012 - 2013 год – ТЕКУЩИЙ.
• Формирование здорового образа жизни с помощью реализации программ специалистами и педагогическим коллективом школы.
• Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение.
• Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
• Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ,
• Выполнение оздоровительных мероприятий.
III этап – 2013 -2014 год - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
• Сбор и анализ результатов выполнения программы.
• Оценка результатов реализации программы.
• Проведение диагностики эффективности реализации программы.
• Подведение итогов реализации программы,
• Определение перспектив развития проекта в целом, и каждого участника в отдельности.
• Подготовка мультимедиа продуктов по итогам реализации программы,
Исполнители основных мероприятий программы:
- сотрудники школы;
- обучающиеся;
- родители обучающихся;
- социальные партнеры:
- СДК «Заря»;
- МУ СК «Атлант»
- МУП «Домодедовский комбинат питания»
- КДН
- Школьная и городские библиотеки.
- ДЦРБ
- ГИБДД г Домодедово
Ожидаемые конечные результаты программы:
- повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Система контроля исполнения программы:
- проведение заседаний методических объединений школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
3. Основные направления программы.
Здоровье – одна из высших ценностей человеческой жизни,
через него, через здоровый образ жизни открывается путь
для всестороннего и гармонического развития личности.
1. Образование детей в сфере здоровья.
2. Программы и практические руководства по физической активности.
3. Школьное питание.
4. Медицинские услуги в школе.
5. Психическое и социальное консультирование.
6. Повышение квалификации работников школы в области здоровьесбережения.
7. Активное участие семьи и общества.
Основные принципы заложенного в реализацию программы.
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий.
2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года.
3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся.
4. Интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс.
5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое применение средств. Стимулирующих защитные силы организма.
6. Использование простых и доступных технологий.
7. Формирование положительных мотиваций у учащихся и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий.
8. Реализация в условиях образовательного учреждения мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья.
4. Функции различных категорий работников школы
1.Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации и медосмотра учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
2.Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностики уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
5. Прогнозируемая модель личности ученика
6. Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерная организация питания учащихся;
- реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий (спортивные соревнования, Дни здоровья, спортивные праздники, спортивные игры на свежем воздухе, подвижные игры на переменах) с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
- дифференцирующий урок физической культуры с комплексами корригирующей гимнастики;
- реабилитация здоровья учащихся: час здоровья - 3-й урок физкультуры.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
1.Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически
немощного.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекци
8. Реализация основных направлений программы:
1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
9. Применение разнообразных форм работы.
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физминутка для учащихся;
- организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
10. План деятельности по реализации программы
11. Календарный план реализации программы здоровьесбережения
Сентябрь
1. Общие мероприятия
2. Организация дежурства по школе и по классам.
3. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
4. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
5. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
6. Организация питания учащихся.
7. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
8. «Уроки чистоты».
9. Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
10. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
11. Старты здоровья.
12. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
13. Организация работы спецгруппы.
Октябрь
1. Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
2. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
3. Подготовка классов к зиме.
4. Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
5. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
6. Физкультминутки (ежедневно).
7. Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
1. Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
2. Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
3. Экскурсии.
4. Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
5. Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.
Декабрь
1. Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
2. Первенство школы по баскетболу.
3. Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
4. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
5. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
1. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
2. «Весёлые старты».
3. Физкультминутки и динамические паузы.
4. Участие в районных и областных соревнованиях
Февраль
1. Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
2. День защитника Отечества.
3. Соревнования по шашкам.
4. Физкультминутки и динамические паузы.
Март
1. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
2. Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
3. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
1. Всемирный день здоровья.
2. Операция «Милосердие», операция «Память».
3. Благоустройство школьной территории.
4. Динамические паузы, физкультминутки.
Май
1. Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
2. Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.
3. День бегуна
4. Проведение экскурсий на природу.
5. Презентация уроков чистоты.
Июнь
1. Международный день защиты детей.
2. Всемирный день защиты окружающей среды.
3. Работа по плану ЛОЛ
12. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
"Забота о здоровье ребенка- это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский.
Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.